Как мы на Тхач ходили…

Как мы на Тхач ходили…, изображение №1

Почти 20 лет я не ходил с рюкзаком. И 20 лет не был ни на одной вершине. Хотя хотелось, каждый год были мысли, но что-то все время не срасталось. Поэтому, когда меня спросили, готов ли я сходить на Тхач, я честно ответил, что не готов, но пойду.

Как мы на Тхач ходили…, изображение №2

Оно понятно, что это было не очень умно. Но сейчас я бы сделал то же самое.

Жизнь с пятью детьми — это испытание. Ежедневная тренировка душевных сил, самоанализа, терпения, целеустремленности и «тупозабивания». Тишина — это роскошь, возможность делать что-то больше часа подряд непрерывно — великая удача. А тут два дня, в мужской самодостаточной компании, с осознаваемой достижимой целью и четкими планами — просто подарок судьбы.

С небольшим нюансом.

Как мы на Тхач ходили…, изображение №3

Первый день мы шли под проливным дождем. 16 км, два брода, через которые мы шли уже не разуваясь, резкие и небольшие затяжные подъемы, глина и лужи. В общем — все прелести, и я бы радовался всему этому совершенно искренне, если б не беговые кроссовки со странным свойством — в них не стираются ноги когда бежишь. А когда идешь — появляются мозоли. К середине дня у меня на пятках образовались раны и дальше идти сил не было. Мы дошли до бани, тут же решили и заночевать, заодно попариться, просушиться, а сходить на гору уже на следующий день.

Баня в пути

Я сомневался в своей способности дойти до Тхача на следующий день, вообще перемещаться было сложно, но проснувшись утром осознал, насколько унылым будет возвращение домой, если я хотя бы не сделаю попытку. В любой момент можно развернуться и пойти обратно, решил я, замотал ноги пластырями, впихнул в кроссовки и отправился в путь. Впереди нас ждали 8 километров до вершины с набором 1300 м, 8 обратно и 16 до машины. Оставили вещи возле бани и рванули налегке.

Трек восхождения из базового лагеря на Тхач

Первый километр бодро взлетели в небольшой подъем со скоростью 5.7 км/час, дальше пошло сложнее, сложнее и еще сложнее. Под завершение подъема я выработал короткие шаги, которые минимально травмируют стертые ноги и шел со скоростью 1-2 км/час. Не готов я оказался еще и физически, набранный за последние годы сидячей жизни вес ощутимо выбрасывал сердце за пределы нормального пульса даже на небольших подъемах, а местами заставлял просто останавливаться, чтобы перевести дух. Вспомнился случай из альпинистского прошлого, когда на одном из затяжных перевалов я пообещал себе бросить курить на год и даже поспорил с товарищем. И не курил больше года. Вчера никаких обещаний и споров не было вербально зафиксировано, но кое-какие выводы я сделал.

Как мы на Тхач ходили…, изображение №6

На спуске было скользко, начал падать и от этого стало сводить мышцы. Сделал 20-минутный привал, немного восстановился и уже вполне спокойно пошел. Пролетел нужный сверток с дороги, спас трек в мифите. Первые 15 километров этого дня прошел за 6 часов.

Как мы на Тхач ходили…, изображение №21

На базе перекусили, полчаса отдыха в еще теплой бане и стартанул до машины Сергея. По причине травм, решил выйти раньше всех, за что впоследствии нехило поплатился. Дорога солнечным днем отличается от дождливого утра, примерно через час потерял ориентиры, решил, что сбился, пробил трек до Узловой напрямую и пошел предложенным maps me пешеходным маршрутом.0:24

Надо было пробивать хотя бы для велосипеда, было бы чуть дальше, но по хоть какой-то дороге. Там, где я шёл, давно не ступала нога человека. Люди были, но на конях. Первые полчаса я думал, что попал в ад, но он скоро кончится и начнется нормальная дорога. Подъем из жидкой глины по колено, перемолотой лошадьми и другими копытными был самым тяжелым, что я испытал за этот день. Дальше было легче. Но ненамного. Грязь, поваленные деревья, непрерывные подъемы и спуски.

Как мы на Тхач ходили…, изображение №22
Как мы на Тхач ходили…, изображение №24

Хотелось бы похвастать тем, что зато посмотрел еще на несколько вершин (Басово урочище, Малиновое урочище), но нет, ничего я не видел, да и нет там никаких вершин, холмы, заросшие и грязные. В общем, наши представления о пешем маршруте с сервисом мэпсми расходятся. Зато шел по прямой.

Вторые 16 км в этот день я прошел уже за 7 часов вместо запланированных четырёх. Последние пару километров тащился на руках, опираясь на палки, ноги принимать весь вес больше 20 шагов после привала отказывались. Двести метров до машины казались бесконечными.

Сейчас лежу под одеялом с обработанными ранами, ноутом на коленях, перемещаюсь по дому «как старый дедушка» по словам детей… Но это все не отнимает глубокого внутреннего ощущения счастья. Счастья встречи с собой, преодоления себя, пройденного Испытания. Счастья понимания, что я та самая мелкая песчинка, которая стоит на огромной планете и в то же время я — вся эта планета, с ее деревьями и облаками, выше которых мы поднялись и ниже которых спустились. Счастье понимания, что тебя ждут и беспокоятся. Счастье от осознания своих бесконечных возможностей как духа, властного над ограниченным телом. Горы, как я писал ранее — это моё личное место силы. И боль в мышцах, сорванная кожа, плохо слушающиеся от падений ладони уже ждут новой встречи с новым испытанием.

Только в следующий раз надо:

  1. Оттестировать обувь, пройти не менее 10 км. В кроссовках я бегал 10 км, но при ходьбе они оказались неудобными.

2. Ставить метки на карте на любой развилке, на любом месте, когда достаю смартфон. Это несложно, но здорово упрощает возвращение, если вдруг потерял проводника. Как шпора, которая помогает запоминать материал.

3. Взять дополнительные заряженные аккумуляторы для фонарика. При тусклом фонаре идти опасно.

4. Палочки. Отличная, оказывается, вещь. В юности посмеивались над заграничными туристами, шатающимися по горам пешком с лыжными палками. Теперь понимаю.

5. Не надевать лён. Намокший лен как терка стирает кожу в нежных местах. И можно взять масло для этих самых мест.

6. Анарака из непромокаемой и непродуваемой ткани — мастхэв. Вся тёплая одежда в рюкзаке должна быть в отдельных пакетах.

7. Спички, аптечка, фонарь, нож, телефон с дополнительным аккумулятором должны быть у каждого.

8. Не разделяться на переходе. Не допускать отсутствия в зоне видимости членов команды больше, чем 15 минут. Так в итоге будет быстрее.

9. Готовиться тщательнее в физическом плане и совместно заблаговременно изучить маршрут.

Кто был в наших местах, что посоветуете на следующий маршрут?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.