Земляне. Грот. Часть 2.

ym_2pEDGEt8Приступим ко второй части попесенной рецензии на альбом «Земляне». Свечи горят, пентаграммы начерчены, энергия собрана… так, это не сюда. Трек включен, файл открыт, пальцы привычно отбивают ритм по клавиатуре, но приступить, вот так сходу, к Маяку очень сложно. С Гротом я познакомился совсем на других треках. Тогда, в десятом году, мы развили некоторую антиалкогольную активность на наших форумах, выходили в город, собирали подписи под обращением, устраивали вечерами прогулки, тренировались. Новые рок-альбомы как-то проходили мимо всей этой движухи, ориентир был только внутренний, без эмоциональной подпитки. И здесь — алкотестер, наркотестер, «не исправить уже ничего, Господь, жги». В общем, классическая «Засада», притом я, конечно, не различал тогда Анта, Бледного, Димана, «Кого-то из Грота». Это был просто единый поток песен, которые давали необходимую нам тогда поддержку. Потом мы приехали в Новосибирск на концерт Грота с друзьями и когда все фотографировались, я подошел и сказал: «Спасибо, вас очень не хватало в нашем движении». Именно так я тогда это чувствовал. Потом много бегал под Грот и согласен с теми, кто считает, что «для бега нет ничего, лучше Грота». С тех пор прошло пять лет. Под «Маяк» не побегаешь.

  1. Маяк

«Благородство без зрителя
Широкие жесты без фотокамер
Дары без имени дарителя
И без возможности отбиться на рекламе»…

В этот трек нужно погружаться. Слушать его, раз за разом, вникать в диалог Грота и Ольги Маркес, ловить жемчужины оборотов, нанизывать их нить единого смысла, чтобы собрать ожерелье понимания, которое играет разными символами и образами в зависимости от глубины проникновения. Этот трек, фактически, противопоставлен алкотестеру, наркотестеру и всему творчеству «Засады». Это — новый Грот, с новым мышлением, без ярости юнцов, которая заряжала многих на многое, но с мудростью мужчин, дающих тему для долгого обсуждения, живой пример цитаты «делай, но прежде — думай». При этом остается стержень, настоящий, сильный, и если раньше вектор энергии был направлен вовне, на решение проблем за счет других, то сейчас — внутрь, с той же мощью и безусловностью: «Давай отныне так: раз решил себя растить, не прощай меня, Создатель, если я не смог простить, не подавай мне руку, пусть бушует вода, если за целую жизнь я никому руки не подал, если держу зло, не примерив его обувь, то пусть и на меня все держат злобу, если я оскорбил, не сдержал в словах волю, значит пускай и меня когда-то дерзко уколют, если я с кем-то общался в очень холодной манере, пускай тогда и со мной каждый высокомерен, и пусть так будет постоянно, без остановок, мы научимся любить лишь падая снова и снова». Это не просто слова, это обращение к Создателю, но не молитва, не просьба, а чисто мужская форма общения с миром — язык обетов, целей, условий. Именно этот язык, эти слова лежат в основе саморазвития в первоначальном смысле этого слова, когда человек строит себя шаг за шагом, вытачивая свой характер, обрастая возможностями, прежде всего духовными.
Грот. Маяк. Земляне.
При этом первый куплет будто бы чуть о другом. «Когда первенство перестанет пьянить и наскучит, когда все залы будут увенчаны головами чучел, когда доспех станет мне напоминать могилу, я отправлюсь на поиски истинной Силы. Это путешествие в никуда, интуитивный ориентир только путнику дан, народ же будет поглядывать и шептать друг другу: «бедолага заблудился и ходит по кругу», жизнь ведет меня тропами, что мною избиты, все, во что я не вник, дает перечитывать, роли тех людей, что, по мне, для общества вредны, мудрый Создатель однажды раздаст моим родным». Здесь развитие внутреннее начинается (как и в треке «Дорога к себе») после достижения определенного социального уровня, разочарование в нем, и после — поиски смысла в себе, поиски истинной Силы, по интуитивному ориентиру. У Ошо в одной из книг есть обращение к саньяси, которым он настойчиво рекомендует не отказываться от мирского, пока они не достигли определенного, достаточно высокого уровня удовлетворения материальных желаний, чтобы не было на пути самопознания горечи от невостребованности в мире материального. Здесь как раз тот путь, через разочарования от результатов достижений. Притом дальше разочарование возносится не только к материальному, но и к своим прошлым действиям: «Презирая тонущих, я проносился мимо, значит за бортом однажды  увижу самых любимых,  все остановится и рассыпется вдруг, в моей голове раздастся голос, весла выбив из рук: «Где все твое красноречие, где бравада, вроде не желающих спастись, спасать не надо? Зачем к полумертвому наркоману спешить на вызов, рискуя  жизнью, самоубийц снимать с карнизов? От жалости к нашим болезням не выйдет проку. Что ж ты теперь не рубишь загнивший палец по локоть? Раненого добить можно не применяя Силы, Сила нужна чтобы выдерживать вес носилок!».
RlSeF9U7lSM (1)
Но что же это за Сила, поиски которой начинаются с разочарования результатом и ведут через разочарования в прошлых выборах, и куда ведет этот Путь? Что стоит за припевом, какое чувство движет людьми, когда они проявляют «благородство без зрителей, широкие жесты без фотокамер, дары без имени дарителя и без возможности отбиться на рекламе»? Та самая нить, что соединяет всю песню, на мой взгляд, это Любовь. Она и есть та Сила, на поиски которой имеет смысл отправляться, достигнув, вроде бы, всего. И только настоящая Любовь может «любить не присваивая, прощать не запоминая, служить, как в тумане Маяк, звать у самого края». Любовь не как событие и чувство, не как зависимость и отношения, а любовь, как мировой Закон, принцип жизни, определяющий все действия и мысли. «Полностью мироздание один закон повяжет, от рукава галактики до песчинок на пляже». «Я обнимаю всю планету в первозданном виде, я обнимаю с ней всех, кто меня ненавидит, любовь вокруг нас в виде путеводных ночью, цветок подарит аромат, даже когда его топчут, Солнце не выбирает, утром озаряя небо, просто дарит себя каждому, каким бы он не был, на земном полигоне, в лесах из многоэтажек, дай мне мудрости, Создатель, жить так же».

Глубокая и сильная песня, которую нужно слушать каждое утро, вчитываясь в слова и заряжаясь Любовью на весь день. И с этой истинной Силой не будет преград на нашем Пути.

  1. Дорога к себе.

Жизнь — путь к себе. В любой, кажущейся финальной, точке любого маршрута, есть возможность «расширяться вовнутрь». Мысль понятная и довольно поверхностная, но способная изменить жизнь человека, если он научится помнить об этом постоянно. Есть модель жизни, описывающая все стоящие перед нами задачи по кругам влияния. Так, есть задачи, которые мы в состоянии решить самостоятельно, без привлечения других людей, есть задачи, на решение которых мы можем повлиять косвенно, через друзей, знакомых, родных, через выборы, если уж на то пошло. И есть задачи, которые мы решить внешне не можем. К этим задачам, в частности относятся нерешенные задачи прошлого. Мы не можем повлиять на прошлое, но и не должны позволять прошлому управлять нашим настоящим и будущим. Поэтому мы можем решить стоящие в прошлом задачи, изменив свое отношение к ним, изменив себя, приняв те задачи, либо приняв себя теми, какими мы были. Это как раз и есть внутренняя работа, находящаяся где-то между «уменьем прощать и контролем эмоций».

  1. Природа права.


 

Это первый трек, на который я обратил внимание на альбоме. Конечно, это не «Маяк» по глубине и не «Наследство», но это мощный и жесткий трек, напоминающий нам о том, что Грот остается тем же Гротом, а жизненный опыт и накапливаемая мудрость совершенно не означает, что парни нацепили розовые очки, и везде видят лишь Любовь, реализуемую через всепринятие и всепрощение.
volkiТочнее, всепринятие и всепрощение принимает и прощает ту правоту природы, в которой «смерть — стимул для роста», и «Снова любовью движим, возвращаю краденное, истина чуть ближе, стоит дремучая тайга, столетия молчат, выпускаю к пиршеству волков, волчиц и волчат». Принять убийство, смерть как проявление Любви очень сложно, для этого нужно иметь взгляд гораздо шире, чем обычный человеческий, возносящий субъективизм в закон. «Выше вселенский обычай, никак не возьмем себе в толк, волку для жизни нужна добыча, добыче для жизни нужен волк». Песня, прославляющая гомеостаз, в общем. Мощная, жесткая, заряжающая и отрезвляющая. Хочется проверить, как наточены ножи с топорами, как смазано ружье и перебрать патроны — не отсырели ли. Просто так. «Живо скрытые силы в себе вытаскивай! Природа говорит: «от вас нужен максимум!» Не выжить тому, кто тащится в самом конце, смерть, как стимул для роста, — безотказный рецепт». В плейлист «Тренировка», к первым альбомам, к «Земля-рывок-звезда» и другим, столь же заряжающим от энергичным.

  1. Большая медведица.

«Не нужен бродягам дом и уют, нужны океан, земля. Что звезды Медведицы им поют не знаем ни ты, ни я»…

Этот трек за короткое время стал в какой-то мере классическим, символом и даже гимном людей, которые находятся в вечном поиске. «Люди без ярлыков и отметин держат свою планету в руках», возвращаемся мы мыслями к первому треку «Земляне».
Bj8PyUsC5_4
В юности мы различали песни «О любви», «Боевые», «Шутливые» и тд.  Потом как-то само-собой произошло сужение, сужение и остались только песни о любви. Боевые о любви, шутливые о любви, совсем о любви. В КСП было даже такое веяние, что нужно писать песни о любви, но только не употребляя слова «любовь», в стиле: «Ты мое дыхание, солнце мое ты раннее». В общем, на альбоме «Земляне» парни вполне преуспели в том, чтобы писать о любви максимально иносказательно, хотя и не уходя от нее далеко. Где-то в половине треков «любовь» присутствует прямо, в остальных косвенно. И правильно — о чем еще стоит петь, кроме как о Любви?

«Мы верим, что Бог это за ответом возникший снова вопрос, сподвижники вечного поиска за членство платят весомый взнос». «Дорога — это не камни и пыль, это лица людей, которых он встретил. Это не карта и трасса и даже не вес одного рюкзака, это былины, рассказы и слово «любовь» на полутораста языках. Пришел с пустыми руками, затерто до дыр былое новье, но неизмеримо деньгами и цифрой незримое, что он себе приобрел. Дальше от шума толпы, дорога, ведущая в личную Мекку, туда, где застыли часы и любовь, пропитавшая все, до молекул. Таинство мудрости, к океану стремится ручей и река, кочевник стремится к Единому, проходя мимо всех сторон баррикад!». В этом поиске нет разделения, есть только слияние, поглощение всего, есть высшее понимание сути вещей и бессмысленности следования текущим ситуациям, «тысячи лет для нас песчинка, в книге одна строка». Рано или поздно все ярлыки поменяются, все «листья всего на сезон — форма, валюта, гражданство», опадут, оставив только суть, человеческое, то самое, что может быть найдено и приобретено только самим человеком и что важнее денег и не посчитаешь цифрами, но это никто и не сможет отнять. Истинное, настоящее, вечное. Как тут не вспомнить К. Кинчева с его гимном: «Я пишу стихи для тех, кто не ждет ответов на вопросы дня. Я пою для тех, кто идет своим путем, я рад, если кто-то понял меня. Мы вместе!»

Но этим трек «Большая Медведица» себя не исчерпывает. Путь Поиска раскрывается еще и в том, что манера исполнения Грота на этом треке претерпевает серьезные изменения, здесь уже не плотное вбивание слов в микрофон,  а «подвешивание» пауз между фразами, как подарок для желающего осознавать во время прослушивания. И участие Муси Тотибадзе дополняет уникальной для группы музыкальностью, и некоей иной энергией, другого качества, что ли. Хотя есть в песне за счет Муси некоторый надрыв, который лично мне непонятен, но можно сделать скидку на мой избыточный, для среднего слушателя Грота, возраст.

«Велик океан и Земля велика, надо бы все пройти! Большая Медведица издалека желает тебе Пути». Пожелание Пути – прекрасное пожелание. Ибо чего еще можно пожелать человеку, кроме Пути? Обретение Пути делает жизнь осмысленной, что бы вокруг ни происходило. Следование Пути делает поступки человека безупречными. Осознание своего Пути наполняет человека мудростью.

Всем Грот, друзья! Всем Пути! ;)

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.